• Координаты
  • Ссылки
  • Об издании
  • Все номера
  • Видеозал

  • 17-18 выпуск



    I
    финский театр

    Статья двух авторов, Натальи Зайцевой и Людмилы Микконен (Грациановой) о театральной жизни города Сортавала в период с середины 19 века по середину 20-го. Текст написан на основе книги финского автора Райо Пайамо «Сортавала — поющий город на Ладоге». Подробно рассказано о представлении оперы «Аида» в 1933 году в парке Ваккосалми. Часть иллюстраций из театрального музея г. Хельсинки. В материал включена информация от профессора Исмо Бьерна (г. Йоэнсуу) о первомайских спектаклях рабочего класса Сортавалы в 1920-х годах.


    II
    Советский театр

    Республиканский театр музыкальной комедии

    Статья театрального историка из Петрозаводска Юлии Генделевой посвящена музыкальному театру, несколько послевоенных лет (с 1945 по 1948) действовавшему в Сортавале. Статья написана на основе документов тех лет, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия в Петрозаводске. Фотографии из архива Музыкального театра Республики Карелия (Петрозаводск) и из Национального Музея Республики Карелия. В приложении к статье представлены репродукции театральных эскизов (1940-х, 1960-х гг.) художника Анатолия Мелкова, работавшего в Сортавале в музыкальном театре.

    Государственный 2 русский драматический театр КФССР, Республиканский передвижной драматический театр КАССР

    Обширная статья авторов Людмилы Микконен (Грациановой) и Виталия Рыстова на основе документов из Национального Архива Республики Карелия, Архива Сортавальского муниципального района и воспоминаний ныне живущих в России бывших актрис этого театра. Театр работал в Сортавале с 1950 по конец 1962 года. Он был передвижным и более половины всех своих постановок показывал в других населенных пунктах Карелии и городах СССР. Ежегодно давал около 400 спектаклей. Первый главный режиссер Владимир Королевич начинал свою театральную деятельность во время Гражданской войны на Украине, возглавляя агитационный поезд имени Сталина. Приводятся его воспоминания из журнала 1928 г. Также напечатаны воспоминания артистов: В. Ансарова (из его книги «Театр стал моей судьбой», 1994 г.), И. Баниной и А. Жигаловой — на основе интервью с ними (они же предоставили часть фотографий). Перепечатаны газетная статья и рецензия на спектакль 1950-х годов. Прослежена дальнейшая творческая судьба более десяти артистов. Всего же за 12 лет существования театра в нем проработало более ста актеров. Впервые опубликован весь список. Некоторые художники, оформлявшие спектакли на сортавальской сцене оставили свой след в советском искусстве и после закрытия театра — иллюстрации с комментариям помещены в статье. Подробно рассказано о директоре, режиссере, актере П. Русакове и его переписке с руководством Карелии перед ликвидацией театра. Закрытие было связано с культурной политикой в СССР начала 1960-х годов. Приоритет отдавался самодеятельным коллективам, а профессиональные, из экономии, сокращали.


    III
    Современный театр

    Народный театр

    К середине 50-х гг. ХХ в. в Сортавале на многих предприятиях действовали театральные кружки и студии. В некоторых из них преподавали артисты закрывшегося передвижного театра. Успешным спектаклем самодеятельности (в 1962 г.) стала пьеса «Кремлевские куранты» на революционную тему. Владимира Ленина играл местный врачхирург Владимир Суслов. Впоследствии, в 1966 г., этой театральной студии присвоили звание «Народный театр». Руководил им режиссер Виктор Печурин. Он возглавлял отдел культуры в муниципалитете и одно время работал директором парка Ваккосалми. В статье представлен репертуар коллектива за период с 1965 по 1980 гг. Напечатаны оригинальные фотографии сцен из спектаклей, рецензии тех лет из газеты «Красное знамя» (Сортавала) и «Ленинское знамя» (Петрозаводск). Представлены эскизы декораций, выполненные художником театра Кронидом Гоголевым. Рассказано о жизненном и творческом пути режиссера В. Печурина (1913—1986), начинавшем свою артистическую деятельность в театре рабочей молодежи в 30-е годы на советской Украине. В Сортавале кроме постановок спектаклей в Народном театре он организовывал праздничные шествия, демонстрации и парады, повещенные различным советским праздникам. Это проиллюстрировано фотографиями 1970-х годов корреспондента газеты «Красное знамя» Сергея Дубатолова. В конце 70-х гг. Печурин оставляет народный театр и руководит студией при Доме офицеров (в здании Сеурахуоне). Народный театр продолжает существовать до 1987 года. Артисты ездили на гастроли по Карелии, в том числе на агитационных рейсах на корабле по Онежскому озеру. В 1987 г. театр прекратил свое существование.

    Театр «Дети понедельника»

    Только в 2000 году в Сортавале опять возник театр. На этот раз молодежный. Его основал бывший военный с дипломом театрального режиссера Артур Ладысев. В коллективе несколько возрастных групп. От самых маленьких до старших подростков. Репертуар разнообразный. От детских сказок до классики (Гоголь, Чехов и т. п.) В статье напечатано интервью с режиссером. Он делиться с читателями спецификой репетиционной работы, рассказывает о гастролях и наградах. Театр часто успешно выступает на конкурсах и фестивалях в различных городах России. Некоторые самодеятельные артисты молодежного театра встают на профессиональный путь. Так, Андрей Матюков, получив в дальнейшем театральное образование в Петербурге, стал артистом Александринского театра в Северной столице. Он также занимается педагогической и режиссерской работой. Обо всем этом — в интервью артиста. Другой питомец «Детей понедельника» Евгений Чукаров. В 2009 году он переехал в Москву, выступает в молодежных шоу на телевидении, пишет сценарии для сериалов. Театр продолжает работать с молодежью и радовать сортавальцев новыми постановками. В этом году городские власти предоставили коллективу дополнительные репетиционные помещения.

    Юлия Замятина. Певица.

    Юлия Замятина родилась и выросла в музыкальной семье в Сортавале. В детстве занималась в городской музыкальной школе. В 1984 году она поступила в Петрозаводское музыкальное училище. Уже студенткой исполнила свою первую сольную партию в оперетте «Летучая мышь». В 1988 году она продолжила образование в Петербургской консерватории, закончив которую она отправляется в Москву, где со временем становится солисткой Большого театра. Дебютировала Замятина в «Иоланте» исполнив роль Бригитты. Затем пошли спектакли «Иван Сусанин», «Царская невеста», «Иоланта» и др. В театре певица выступала до 2001 года. После — преподавала в Московском музыкальном училище. Певица много гастролировала за рубежом, как в Америке, так и в Европе, в т. ч. и в Финляндии. Не забывала и о Карелии, о своем родном городе Сортавала, где до последнего времени проживали ее родители — в старинном деревянном финском доме у городского причала. Статья проиллюстрирована семейными фото и фрагментом газетной публикации 1975 г., рассказывающей о выступлении Юлии еще на сцене детского сада.